Каменный лабиринт вавилон. Забытая реальность Каменный лабиринт вавилон















‘Мостищенское городище и лабиринт «святилище» расположено в долине Лукодонье Острогожского района Воронежской области, на правом берегу реки Потудань. Площадь Мостищенского городища 2,3 га. При раскопках здесь были найдены остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени — Мостищенское городище и Аверинское городище, которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.

Мостищенское городище небольших размеров, археологами выявлены всего остатки шести жилых построек. Постройки юртовского типа и находятся по краям городища, у окраин мыса, а одна из построек вообще находится на самом его краю. Все юрты схожи и площадью до 20 квадратных метров, с прямоугольными основаниями и столбовыми ямами в центре. В одной из них обнаружены следы очага, а на полу юрты были найдены некоторые шерстяные волокна. Археологам удалось определить и вход в помещение, он направлен в сторону склона мыса. Из за того что жилые постройки находились почти на склоне, жителям приходилось углублять место для выравнивания пола. Такие же постройки были обнаружены археологами и на раскопках Городище Россошки 1 «Крутцы» . Но на Мостищенском городище жители не использовали для строительства центральную, почти ровную часть городища. Похоже жителей «смущали» остатки каменных выкладок более древнего лабиринта, или возможно ими лабиринт охранялся?! Очевидно, что сам выбор мест для постройки жилищ были подчинены и схожы с охранными функциями городища. Вокруг центральной части городища (включая и древний лабиринт) были найдены хозяйственные ямы, их более 60, половины из них - зерновые. По всем признакам ямы не использовались одновременно (учитывая два периода в жизни городища), как и сами жилища. Судя по размерам жилищ, в каждом из них могло проживать от 4 до 8 человек, а в трех, следовательно, не более 25 человек. Такая цифра не может соответствовать численности ни родовой, ни соседской общины.

На площади мостищенского городища обнаружен могильник, который включал пять захоронений: трех взрослых, подростка и младенца. Из заупокойных вещей обнаружен железный акинак и нательный костяный амулет. Захоронения совершены на древнем горизонте и завалены камнями.

Вероятнее всего предположить, что обитатели Мостищенского городища несли здесь главным образом сторожевую службу. В таком случае городище могло принадлежать представителям власти - вождям племен или же жрецам. Возможно жителями городища были и зависимые люди: соплеменники нижнего сословия, может быть рабы. Здесь проводились общественные собрания и судя по размерам внешних от жилищ за пределом городища (на юг) остатков гарищ (костров - очагов) какие то празднества, обряды жертвоприношений или другие церемонии; Здесь могли укрываться на случай опасности жители из близлежащих поселений. Что же касается оборонительных укреплений, они возводились возможно усилиями нескольких соседских общин или руками… рабов или плененных с других племен. Возможно защитникам Мостищенского городища и лабиринта не удалось отбить неожиданное нападение кочевых скифов, которые обсыпав буквально из луков городище стрелами, при нападении изменили и уклад жизни в городище и от которых пострадали и стар и мал. Следовало жителям ожидать новых набегов, и нужно срочно спасать другое богатство - зерно, размещенное в ямах. Оставшимся в живых нужно было и похоронить погибших, и незаметно вывезти зерно. Естественно, у них не было времени рыть могилы и соблюдать погребальные церемонии. Так, вполне вероятная причина ухода людей из городища - осложнения, вызванные военной обстановкой.

Наряду с обычными для скифского времени находками, выявлены обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры. На верхней площадке мыса на фоне материка рельефно выступают развалины кольцевых каменных кладок. Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке. Планировка поселения включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад-восток достигает 40 метров. То есть до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно сложным и системным, что не оставляет сомнений: это остатки «мегалитического» сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем - лабиринтом. http://vk.cc/4ecyuO

На Кандалакшском и Терском берегах Бе­лого моря их пять: Кандалакшский, рас­положенный на мысе Питкульский На­волок на абсолютной высоте 3.4 м н.у.м., Умбинские (большой и ма­лый) – на мысе Аннинский Крест, в 90 м к западу от тони Ударник на высоте 6.6 м н.у.м и два Понойских лабиринта.

Изучение этих объектов на побережьях Белого и Баренцева морей, а также на территории Швеции, Норвегии, Финляндии показало, что «троянские города» за очень редким исключением построены в непосредственной близости от древней береговой линии (линии наивысшего прилива) и морем никогда не заливались.

Некоторые лабиринты расположены рядом с другими археологическими объектами (первобытными стоянками, доисторическими захоронениями), где найдены кварцевые скребки и скобели, наконечники стрел из сланца, обломки асбестовой керамики, редкие обломки сосудов, украшенные орнаментом. Находки этих артефактов связывались с так называемой «культурой арктического неолита», который относится к временному интер­валу V-I тыс. лет до н.э. (Гурина, 1953), что позволило археологам сопоставить возраст кольских лабиринтов именно с эпохой неолита и оценивать его в 3-4 тыс. лет.

Пока нет однозначного ответа на вопрос относительно назначения каменных ла­биринтов Кольского региона, но известно, что все они связаны с морем и приурочены к местам, богатым рыбой. Достовер­но известно, что кольские лабирин­ты никогда не заливались морем. Исходя из этого, возможно опреде­лить максимальный возраст данных археологических объектов, связав их с положением уровня моря в то или иное время. Похожий подход в оценке возраста скандинавских лабиринтов позволил зарубежным исследователям (Керн, 2007) значи­тельно скорректировать его в сторо­ну омоложения.

Проводимые в Геологиче­ском институте КНЦ РАН работы по изучению поздне-послеледникового перемещения береговой линии моря позволяют определить ее высотное положение на побережье в то или иное время, т. е. геологическими ме­тодами установить возраст берего­вой линии на той высоте, на которой расположен лабиринт, что и является максимально возможным возрастом каменного ла­биринта (Колька, Корсакова, 2010). Для этого были использованы данные изучения переме­щения береговой линии моря в позднем голоцене в вершине Кандалакшского залива и в районе пос. Лесозаводский на его южном берегу. По этим данным возраст Кандалакшского лабиринта не может быть больше 918-1000 календарных лет, а во времена «арктического неолита» поверхность с абсолютной отметкой 3.4 м, на которой расположен Кандалакшский лабиринт, должна была находиться на глубине примерно 11 м ниже современного уровня моря.

Добраться до лабиринта можно двумя путями:

На машине – съезд со смотровой площадки (маршрут отмечен красным)

Пешком – через микрорайон «Япония» благодаря чему, можно увидеть, что представляла собой Кандалакша несколько столетий назад. А далее по каменистому берегу с прекрасными видами на Белое море (маршрут отмечен желтым) . ()

Подготовлено по материалам Кольки В.В.,Корсаковой О.П.,Николаевой С.Б.

В 277 км от города Мурманска, неподалеку от маленького городка Кандалакша, находится некий лабиринт, возраст которого близок к отметке четырех тысяч лет. Большинство ученых предполагают, что такая удивительная загадка по своей форме в большей мере напоминает ловушку, которая часто применялась еще древними людьми в процессе ловли рыбы или же в качестве совершения разных ритуалов, с помощью которых на их сторону должна были перейти удача.

Наиболее распространенное название Кандалакшского лабиринта – каменный лабиринт «Вавилон», который представляет собой большую систему запутанных ходов, выложенных исключительно из камня – именно в этих местах древние люди проводили свои магические обряды. Существует мнение, что обряды никак не связаны с лабиринтами, а лишь служили помощью при охоте. Бывали случаи, когда в проходах лабиринта хоронили умерших. Известно, что у многих первобытных народов имелись данного рода лабиринты. Во всех имеющихся лабиринтах присутствуют замысловатые и запутанные ходы, которые выложены специальным образом из камня в виде спирали, что особенно заметно в нескольких местах, расположенных на Кольском полуострове, рядом с реками Умба и Пона.

Столь заметная популярность наличия лабиринтов порождает фактически фантастическую гипотезу о предназначении данных строений. Есть ученые-исследователи, которые полагают, что существовала тесная связь между верой древних народов в загробные, иные миры и данного рода каменными сооружениями. Есть мнение, что селения, возле которых располагались лабиринты, по всей видимости, поддерживали между собой связь, даже несмотря на огромные расстояния; при этом мощные сооружения использовались не только в качестве антенны, но и в качестве своеобразного приемника.

Стоит отметить, что никакая из представленных теорий на сегодняшний момент не нашла точных подтверждений, ведь в почве под спиралями не удалось найти никаких следов захоронений, а что касается подтверждения версии о наличии дверей в другие миры и способа передачи таким образом различных сигналов на дальние расстояния – то и вовсе мало представляется возможным.

Все проживающие рядом с лабиринтом племена, название которых звучит как поморы, называли спирали, составленные из некрупных камней «Вавилоном». В данном случае стоит задуматься: почему именно это названием выбрали древние люди? Ответить на это вопрос можно по-разному: согласно первой версии, предполагается, что слово «Вавилон» в переводе на русский язык звучит как «волнистый, извилистый», и этот вариант считается наиболее очевидным, но все же не является единственным и подтвержденным. Есть еще одна версия, в соответствии с которой считается, что слово «Вавилон» - это несколько искаженное слово «Авалон», которое в переводе с кельтского языка означает «место, где обитают феи». Если переводить слово «Авалон» на русский язык, то оно означает «яблоко», что несколько соотносимо с присущей «Вавилону» формой, напоминающей разрезанное вдоль яблоко.

Известна легенда, в которой говорится, что добраться до лабиринта могут только избранные, а ведь действительно – добраться до лабиринта не очень-то просто, ведь он расположен не так близко от города Мурманска, тем более людям, не знакомым с данной местностью отыскать нужное место будет очень тяжело, ведь многие его просто не замечают.

На сегодняшний день точно выяснено, что на территории современного Кандалакшского района присутствовало два религиозных культа, один из которых назывался культом высших богов, а другой культ Сейдов – священных камней, в которых обитают священные и уважаемые духи. Известно, что Сейд всегда требовал уважительного отношения к себе, а за почтительное отношение к себе всегда награждал богатым уловом на охоте.

«Вавилон» в Кандалакшских сопках – это уникальное, хотя и нередкое явление, ведь наибольшее скопление лабиринтов расположено на знаменитой Волосяной сопке, в трех км от главной дороги Кандалакша. Все тайны загадочного «Вавилона» до сих пор не выяснены, а значит, последуют новые раскопки.

Лабиринт «Вавилон» (Кандалакшский лабиринт)

На берегу губы Малый Питкуль, в 4 км от города Кандалакша находится каменный лабиринт «Вавилон», возраст которого достигает 4000 лет. Административно принадлежит Кандалакшскому району Мурманской области.

Вход в лабиринт найти сможет далеко не каждый - незнакомый с местностью путник его просто не заметит.

Считалось, что кандалакшский лабиринт создан первобытным человеком и представляет собой схему ловушки, используемой для лова рыбы. Ученые полагают, что здесь проводились религиозные церемонии - древние люди надеялись таким образом обеспечить себе успех на промысле.

Во всех "вавилонах", действительно, запутанные, замысловатые ходы, выложенные особым образом из камня. Спирали можно найти в нескольких местах Кольского полуострова. Тайна их до сих пор не разгадана, существуют гипотезы об использовании сооружений в рыбацком колдовстве, управлявшем ветрами, в ритуальных танцах. Известна также гипотеза о расположении лабиринтов в местах захоронений, чтобы души умерших заблудились, плутая по спирали, и не тревожили живых.

Лабиринт выложен некрупными камнями на берегу Кандалакшского залива. Поморы называли его «Вавилон», т.е. извилистый, волнистый. Но мнения о происхождении такого названия расходятся. По одной версии поморское название лабиринта «Вавилон» является слегка искажённым кельтским термином. Остров (город) Авалон, где обитают феи, остров блаженных, который открывается только избранным, известен в Кельтской мифологии. Само название волшебного города оказывается производным от кельтского слова яблоко (abal, atal), что идеально согласуется с формой лабиринта, очень похожей на схематический разрез яблока. Если же добавить, что в кельтских легендах об «острове блаженных» повествуется о замечательных яблоках, дарующих бессмертие, то название, форма и легенда древнего сооружения оказываются тесно связанными между собой. Тогда получается, что лабиринт издревле считался указателем на близость иных пространств и измерений.

Для чего предназначались лабиринты? Этот вопрос считается открытым до сих пор. Версий существует великое множество – от вполне земных, до самых фантастических. Многие исследователи считали, что это обычные жертвенники, используемые древними людьми при совершении каких-то обрядов. Другие доказывали, что лабиринты не что иное, как двери в какие-то иные миры. Несомненный интерес представляет предположение, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.

Одно можно сказать совершенно точно: каменные спирали в буквальном смысле пусты. Многие исследователи пытались найти под ними какие-то доказательства своих версий, но тщетно: там оказывались либо нетронутый галечник или скала.

В районе Кандалакши летом 2011г. была обустроена туристическая краеведческая тропа «Кандалакшский берег» – трёхкилометровый маршрут оборудован указателями и табличками с описаниями достопримечательностей, сделано несколько туристских стоянок. В числе других объектов тропы, на ней находится и данный лабиринт.

Каменные лабиринты Севера

А.А.Спицинъ. вып. № 6 СПБ 1904 г. Археологической комиссии.

Многие ученые и археологи интересовались лабиринтами и их назначением. Академик Беръ изучал финские каменные лабиринты с 1842 года на маленьком острове Виръ, находящем близь острова Гохланда в Финском заливе.

Более подробные сведения о каменных лабиринтах Финляндии были собраны в 1877 г. Аспелином, который в своей статье насчитывает до 50 лабиринтов, расположенных по берегу Ботнического и Финского заливов и на островах, от реки Торнео до Выборга.

В Лапландии первые лабиринты указаны также Беромъ. Один из них расположен на южном берегу Лапланского полуострова, в небольшой необитаемой бухте Виловатой. Два другие лабиринта Беръ видел на Поное.

В 1877 году были осмотрены, описаны и зарисованы этнографом А. А. Кельсиевым для Антропологической выставки (По словам г. Аспелина, Кельсиев нашел 3 лабиринта на Соловецких островах и 2 или 3 на Мурманском берегу.), но где находятся в настоящее время собранные им сведения, нам неизвестно.

В 1883 году о тех же лабиринтах напечатал краткие сведения член Императорского Русского Географического Общества А.И. Елисеев.

Сохранились любопытные исторические сведения о двух больших вавилонах, сооруженных близъ г. Колы близ погоста Варенгского. Сведения эти собраны на месте русскими послами кн. Звенигородским и Васильчиковым в 1592 г., в ожидании начала переговоров со шведами о границе.»

А в Варенгъ на побоище немецком (Варенгской летней-погост) Валить на славу свою, принесши с берегу своими руками, положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косые сажени, а около него подаль выкладено каменьев как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном. И тоть камень, что на Варенге, и по сей часъ словетъ Валитовъ камень» особенностью валитова лабиринта является большой камень въ центре сооружения.

Понойские лабиринты известны еще Беру, осмотрены были в 1900 г. К.П.Ревой.

Известны еще два места по Белому морю, где имеются лабиринты: острова Заяцкие, близъ Соловецкихъ, и острова Кемские. А.В.Елисеев, давший о них первые сведения.

Первый исследователь северных лабиринтов, Беръ, признавал возможным, что они служили памятниками исторических событий. Варенгский лабиринт Беръ признает действительно сооруженным Валитом, в котором он готов видеть новгородского варяга, ставшего во главе корелян, удачно сражавшегося с норвежцами, но в последствии подчинившегося им и известного в норвежских летописях под именем Мартина.

В 1882 Мейеръ собрал довольно значительные сведения о лабиринтах, изображенных в средневековых рукописях, начиная с девятого века.

«Лабиринты» - «вавилоны»

Лабиринт - это сооружение со сложным и запутанным планом. Так что же это такое - лабиринты?

Первое упоминание о лабиринтах в отечественных источниках восходит к XVI столетию и содержится в записках русских дипломатов Г.Б. Васильчикова и С.Г. Звенигородского, выезжавших в 1592 году на побережье Варяжского моря - Варангерского залива. Они сообщают, что «….в Варенге на побоище немецком,… на славу свою, принесши с берега камень в вышину от земли есть и ныне большие сажени, а около него подле выкладено каменьем как бы городовой оклад в двенадцать стен, а назван был тот оклад «Вавилоном… ».

Эти данные, да и другие я встретил в увлекательной статье любопытнейшего автора, известного своими научно- популярными книгами, которые выходили и в Мурманском книжном издательстве,- кандидата географических наук Б.И. Кошечкина, назвал он ее «Каменная загадка Севера», опубликовал в научно- популярном сборнике «Человек и стихия» в 1986 году.

Борис Иванович в своей работе приводит данные о русских, занимавшихся лабиринтами. В числе их, ранее других обративших внимание на спиральные каменные постройки, были этнограф А.А. Кельсиев (1878) и Э. Бер (1884). Последний в статье, напечатанной в бюллетене С.- Петербургской Академии наук, наряду с лабиринтом на о. Вир в Финляндии описал выложенные из спирали в губе Виловатой и близ устья реки Поной на Кольском полуострове. Академик Бер впервые в русской научной литературе использовал и название «каменный лабиринт», вошедший затем в широкий научный оборот.

Первую сводку о каменных лабиринтах русского Севера Финляндии, говорит Б.И. Кошечкин. «я встретил в сочинении А.А. Спицина, опубликованном еще 1904 г. на страницах «Известий Археологического комитета». Уже тогда пытливый ум археолога и большой знаток северных древностей отметил некоторые важнейшие черты лабиринтов: их расположение исключительно в Скандинавии и на Русском Севере, сходный для всех сооружений способ и тип постройки, их несомненную связь с культурой доисторического времени».

Александр Андреевич Спицин - академик, к оценкам его следует относиться со всем тщанием. Он оставил нам капитальные труды по археологии бронзового и раннего железного века, по славянским древностям. И не случайно Б.И. Кошечкин ссылается в своей работе на его авторитет.

А мы попутно заметим, что живущие близ лабиринтов люди придавали им мистический характер, стараясь широко не афишировать эти непонятные им сооружения. Скажем - «непонятые». И для нас, живущих теперь уже в XXI веке. Ведь до сих пор наука так и не дает конкретного ответа: как, что и почему.

С годами география лабиринтов расширялась. Территория, в пределах которой мы встречаем лабиринты сегодня, весьма обширна. Только в современные регистры древних памятников Швеции внесено около двухсот сооружений такого рода. Да у нас. До недавнего времени были известны, к примеру, два каменных лабиринта в районе Умбы, а недавно узнали о третьем.

Так что же из себя представляют они?

Каменные лабиринты, составленные нашими предками на Севере Европы, упорно не желают отдавать, не хотят открывать свою тайну. Есть мнения, что издавна лабиринты культовыми сооружениями. Между прочим, изображения в виде подобных лабиринтов, в форме спиралей, найдены на полу некоторых ранних средневековых церквей в Швеции, и эти спирали якобы служили для выражения отдельных христианских идей.

Другие исследователи подходили к более прагматически: мол, они, скорее всего, связаны с морем, рыболовством. И еще одна версия: лабиринты - это жертвенники, гигантские алтари, оставленные каким то древним народом, они связаны с представлениями о переходе людей в мир мертвых, сделаны для того, чтобы души их потеряли ориентировку и уже никогда не могли вернуться в мир живых. Лабиринты в легендах и сказаниях оказываются, по мнению таких исследователей, как правило, входами в подземное или потустороннее царство. Открываются они не всякому, а лишь тому, кто знает заклятия или оказывается случайно поблизости в момент неожиданно открывшегося входа.

Большой интерес представляют исследования археолога Н.Н. Виноградова, высказанные им в 20-х годах XX века при изучении им лабиринтов Соловецких островов. Как нигде у нас в стране, на Большом Заяцком острове, на небольшой территории представлены десятки загадочных лабиринтов, каменных груд и других неолитических выкладов. Правда, есть разные мнения о их датировке. Некоторые из них, мол, созданные в «новые» времена, например, по повелению Петра I при посещении им Соловков, можно отличить от древних.

Чем раньше земля становится объектом человеческой деятельности, тем больше загадок она хранит для исследователей. И, естественно, неолитические сооружения на берегах Соловецкого архипелага, да и вообще, всюду, где размещены лабиринты,- одна из загадок археологии. Может, со временем человек разгадает их сущность? А в наше время возникают столь необычные гипотезы, что диву даешься. Когда физику, специалисту по спутниковой связи показали рисунок каменного лабиринта и спросили: «Что это такое?» - он ответил не задумываясь: «Это классическая форма приемопередающих антенн широкой полосы частот» И еще. По мнению исследователей, некоторые лабиринты, в особенности это касается самых древних из них, располагаются на четких геомагнитных аномалиях.

Что это? Случайность? Или древние обитатели тех мест умели использовать геофизические поля для поддержания друг с другом связи на огромных расстояниях? Более «молодые» лабиринты строились уже после ухода самого народа, сменой его новыми жителями, чисто формально воспроизводившими форму спиралей (?).

Но одно, несомненно. Эти лабиринты, или как называют северяне - вавилоны, по имени почему-то библейского города Вавилон (в XIX-VI вв. до новой эры столица Вавилонии), служили своеобразным ориентиром нового потока людей, населяющих и по сей день наши северные места. Примеры? Сколько угодно! Былого селения Поной - лабиринт, рядом с Умбой - несколько, рядом с Кандалакшей - лабиринт, на восток от горы, которая получила название Крестовой…(Красивой).

Кстати, очень длительное время местные жители, поморы, зная о его существовании, хранили втайне сведения об этом таинстве, хранили от всяких пришлых людей.

Первым из ученых «открыл» для науки замечательный памятник древности Сергей Николаевич Дурылин, человек, познавший многое и переживший многое. Он скончался в 1951 году, пережив и тюрьмы, и ссылки. Но стал доктором филологических наук, получил высокие государственные награды. А всего он прожил чуть менее семидесяти лет.

Летом 1911 года С.Н. Дурылин со своим другом геологом и фотографом Всеволодом Владимировичем Разевигом по командировке Археологического института отправился на Север «отыскивать всякие древности». Своеобразным отчетом об этой экспедиции сделал он свою книгу « За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке», вышедшую в свет в Москве в 1913 году. Вот строки из этой книги о нашей Кандалакше:

«В древности здесь был город, названный норвежцами… Канделахте, был монастырь с богатой солеварней, был оживленный торг, куда сходились норвежцы, шведы, русские, лопари, финны, были и битвы - теперь здесь тихое селение, а в нем - вечные труженики - рыбаки. Стоят две прекрасные деревянные церкви, суровые каменные утесы, обрывающиеся в море, хранят на себе следы таинственных письмен, - в земле, если покопаешь ее, находишь кусочки слюды - остатки давным-давно исчезнувшего монастыря, - и нет более ничего, говорящего о древней жизни. А ведь отсюда, через реки и озера, леса и болота, шел знаменитый новгородский путь к океану, который был известен еще в XII веке, и только в глуби Лапландии мы поняли, как близко еще то время - двенадцатый век, как убежала отсюда далеко шумливая жизнь .

Высокие горы теснятся к морю, синея хвойным лесом. Поместительные двухэтажные избы жмутся к берегу реки Нивы и взбегают по горе к церкви… ».

И.Ф.Ушаков, многое сделавший для «прочтения» истории нашего края, так говорит о тех временах:

«По прибытии в селение Дурылин спросил проводника: «А где у вас тут находится «вавилон»?» Вопрос был задан «наугад». Крестьяне предпочитали никому из приезжих не рассказывать о существовании Вавилона. Но раз, прибывший уже знает о том, пришлось показать достопримечательность » .

И даже сейчас мы мало, что знаем о лабиринтах, или «вавилонах», как их называют иногда, а в былые времена тем более. Ведь среди ученых так и нет до сих пор единого мнения, устоявшегося. С.Н. Дурылин в своей книге приводит несколько существовавших тогда вариантов.

За десятилетия, прошедшие после путешествия «За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке» Дурылина, много, как говорят, воды утекло. Познания о лабиринтах значительно расширились. Появилось много исследований. Разрабатывались и «умирали» теории. И чем дальше, тем явственнее определяется, прежде всего, культовое, астральное представление об этих сооружениях. Ой, в какие научные дебри заводят в связи с этим направлением ученые! И весьма увлекательные. И интересные связи прослеживаются.

Интересные наблюдения проводит архангельский археолог А.А.Курасов. Спиральные изображения, сходны с планом северных лабиринтов, он находит на каносских серебряных монетах (III-I вв. до нашей эры), на этрусской вазе из Триглиателлы (VI-V вв. до нашей эры), на стеле в Пилосе. Как мы видим, каменные лабиринты схожи с ними. Не проникновение ли вроде бы самых различных и по времени, и по расположению культур прослеживается и в этом?

И точка зрения Н.Н. Гуриной в интересно написанной ею книге «Время, врезанное в камень» - интерес привлекает гипотеза: приуроченность лабиринтов к морским берегам, сходство с рыболовными ловушками. Это позволило ей высказать предположение о возможности использования лабиринтов «в магических целях, то есть при совершении каких-то обрядов, способствовавших, по мнению древних рыбаков, удаче на рыбных промыслах»…

Можно приводить самые разные аргументы исследователей самых необычных направлений и толков, сравнения лабиринтов с культовыми сооружениями других областей Европы. А среди таких сооружений и знаменитый Стоунхендж в Южной Англии, и многочисленные кромлехи и дольмены. Но я не собираюсь вести разбор всех этих позиций и течений - всего-навсего пытаюсь побудить интерес к такому нашему уникальному памятнику старины, как каменный лабиринт, расположенному в едином комплексе жизни наших предшественников в далеком прошлом - у горы, которая называется Крестовой… Мы, живущие в Заполярье, всегда более чем уважительно относимся к Солнцу. И вспомним, что изображение светила, почитание его свято для всех народов, особенно северных. Все они - и лабиринты, и кромлехи, и стоунхенджи, и другие этого рода сложения, подчеркивал известный ученый Н.М.Виноградов, основываясь на своих познаниях, в частности Соловецких многочисленных лабиринтов, имеют округлую форму, что говорит о связи с солнцем и вообще с астральным культом. Круги спиральных и круглых, и дуги подковообразных лабиринтов указывают на годичные движения солнца, то поднимающегося, то опускающегося за горизонт.

Прочитаем строки С.Н. Дурылина

Ученые много спорят, высказывают свои точки зрения. А мы дадим слово Сергею Николаевичу Дурылину, первым рассказавшему о - лабиринте. Вот как он в 1913 году описал в своей книге, которую мало кто знает и читал. Итак, ему слово…

«Приехали к «вавилону. Он в трех верстах к востоку от Кандалакши, на длинном узком и низком мысу, по здешнему на «наволоке» хохолок, выходящем в море. От берега мысок отделяется сухой каменистой отмелью, которая во время прилива покрывается водой. Мысок почти без всякой растительности.

На каменистой почве с еле-еле пробирающейся травкой расположен сам лабиринт - «вавилон». Это неправильной формы эллипс, овал, имеющий по диаметру, в длину -14 и в ширину -10 шагов. Вход в лабиринт с востока; противоположная западная сторона обращена к морю. Из небольших валунов, из осколков разрушающегося гранита, выложены невысокие (не выше ¼ аршина) круги эллиптической формы.

Между этими кругами вьется дорожка, такая узенькая, что на нее можно поставить только одну ступню. Вход, в этот извивающийся между камнями проход только один. В центре лабиринта невысокая кучка камней.

Со всех краев лабиринта до этой кучки по 10 проходов. Войдя в узкий вход, сделав по три поворота вправо и влево, вы быстро достигаете каменной кучки в центре, но затем узкая дорожка внезапно уводит вас влево, затем вправо - и вы описываете огромный круг по самой крайней дорожке, самой длинной. Описав этот круг, вы описываете затем - сперва удаляясь влево, потом вправо - внутреннюю петлю лабиринта. Но вот дорожка, доселе единственная, перед вами раздваивается: куда идти? Если вы выберете дорогу вправо, она заставит вас описать петлю вокруг центра лабиринта, и вы вернетесь на то же место, откуда пошли, но только слева. Если вы выберете левую дорогу, она, также заставит вас описать узенькую петлю вокруг центра, приведет опять - таки на старое место, но уже справа. Вы заблудитесь. Но вам не надо было обращать внимания на раздваивающуюся дорожку. Пройдя по левому или правому, вернувшись на распутье, вы должны продолжать путь, идти по той самой дорожке, которая привела вас к распутью, но уже в обратном направлении, чем вы шли в первый раз; вам придется вновь описать внутреннюю петлю, круг по самой крайней дорожке, потом приблизиться к центру и, описав самую внутреннюю маленькую петлю у центра, выйти к выходу. Все это становиться ясным после изучения лабиринта, но в пути, бродя по таинственным дорожкам лабиринта, ничего не ясно - и мы путаемся, я и геолог, путается Митюшка (это кандалакшец, проводник - Е.Р.), шагая за нами, а П. В сторонке посмеивается.

Мы спрашиваем: что значит и зачем Вавилон? Слова лабиринт он не знает…

(Прим. Автора Дурылева: на Большом Заяцком острове, принадлежащем к группе Соловецких островов, я также наблюдал вавилоны, выложенные, по объяснению монаха, Петром Великим.) Кто же и для чего выложил эти причудливые хитрые ходы, этот лабиринт? На вопрос этот нет пока ответа.

…Несмотря на северные ветры, бури и дожди, которым так легко, казалось бы, раскидать или снести небольшие камни лабиринтов, расположенных всегда на открытых местах, лабиринты хорошо сохранились и еще ясны их причудливые дорожки.

Что же можно сказать об их происхождении и целях, с какими они установлены?

Из всех существующих объяснений, данных археологической наукой, нет ни одного совершенно достоверного; все противоречивы и исключают друг друга.

Русский ученый, академик Берг, первый открывший северные лабиринты в первой половине прошлого века, думал, что они являются памятниками исторических событий. Финский археолог Аспелин, более всех других исследовавший лабиринты, напротив, относит их к, несомненно, более древнему времени - к бронзовому веку. Наши археологи Кондаков и Я. Смирнов ставят их в связь с теми лабиринтами, которые устраивались в средние века в виде узоров на полах церквей. Одни относят лабиринты севера к временам христианским, другие - языческим. Но никто не может сказать, к какому обычаю они относятся, для чего они служили; трудно решить, и для какого языческого обряда могли служить лабиринты. Лопари, с которыми пришлось нам иметь дело, говорят, что в их стране нет лабиринтов.

В Финляндии у лабиринтов встречаются разные названия, все более названия славных городов: Иерихон, Ниневия, Иерусалим, Лиссабон; в Лапландии у всех лабиринтов только одно название: Вавилон. Но это название надо писать с маленькой буквы, потому что оно стало именем нарицательным для лабиринтов.

Для объяснения русского названия лабиринтов - «вавилон» интересно вспомнить, что в народной речи существуют повсюду выражение «писать вавилоны» - т.е. особо хитрые, спутанные круги, «расшито вавилонами» - т.е. расшито особо хитрыми узорами; Вавилон, по разным понятиям, что-то хитрое, запутанное, затейливое.

Вавилоны тесно связаны с морем.

Отсюда возникает естественное предположение, не являются ли северные лабиринты памятниками языческих верований, относящихся именно к морю и опасным морским промыслам? Лабиринты встречаются исключительно в странах, в древности имеющих и ныне имеющих живейшую связь с морем - в Скандинавии, Финляндии, прибрежной Лапландии, Беломорье, Мурмане.

Доныне население этих стран хранит целый ряд суеверий и обрядов, относящихся к морю. Из христианских обычаев, относящихся к морю, повсеместен на русском севере обычай постановки креста для испрошения себе у Бога благоприятного плавания. Сколько таких крестов на Заяцком острове, сколько их по берегам океана и Белого моря! Этот христианский обычай, не заменил ли какой-нибудь языческий обряд, относившийся также к морю и связанный с лабиринтом, а лабиринт ведь всегда в древности считался местом очищения и искупления, добровольной жертвой? Быть может, кресты на Заяцком острове только заменили собой лабиринты, которых к тому же не так много осталось на этом острове?

Ведь еще недавно был на Мурмане совсем языческий обряд моления ветру, от которого все зависит на море, жизнь и смерть. Быть может, прошедший все ходы лабиринта и вышедший оттуда, не заблудившись, принеся жертву, считался чистым и мог не бояться морских злоключений и препятствий, бурь и скал, как не боялся потерять верный путь в хитром лабиринте?

Но все это лишь одни предположения, и доныне неразгаданной тайной смотрят на нас хитрые узоры северных вавилонов, сложенных из седых древних камней, под хмурыми тучами или незакатным солнцем».

…Извините за такую длинную цитату, она, мне кажется, создает определенный настрой о необычном сооружении в губе, которая именуется Малый Питкуль у прохода на о. Малый Березовый , который и островом становится лишь в морские приливы, а при отливах - это перешеек, соединяющий материковый берег с этим самым Малым Березовым островом.

И сейчас даже само место, где расположен лабиринт, являет своеобразную «тайну». Находящий практически рядом с городом, он, к счастью, находится в стороне от путей - дорог, не очень - то посещаем. И к счастью нашему - пока сохранился.

(Кандалакша: «Азбука истории» Наша память. Ефим Федорович Разин)

Продолжение следует....

Перелеты