Равенна столица западной римской империи. Открыть левое меню равенна. Кулинарные традиции Равенны

Который трижды был столицей: Римской Западной империи (402-476), Королевства Остготов (493-553) и Византийского экзархата (568-751).
Трудно сказать, когда на месте современной Равенны появились первые поселения, возможно, это были этруски и умбры, позже здесь жили галлы сеноны.
Известно одно, что ключевую роль при создании Равенны играло море, которое привлекло и римлян. Октавиан Август разместил военный флот и создал гидросистему, состоящую из канала, который соединял реку По с водоемом на юге Равенны, здесь и был основан военный порт Класса, в котором могли разместиться 10 тысяч моряков и 250 трирем для контроля за восточным Средиземноморьем.
Это говорит о том, что Равенна играла важную роль в Римской империи. Со временем военный порт стал и коммерческим.
В 402 г. император Гонорий переместил свою резиденцию в Равенну, чтобы избежать угрозы Алариха. В этом время город расширяется и строится.
Но в это же время лагуну, в которой размещался порт, засыпает, и порт становится бесполезным.
В Равенне решаются судьбы и принимаются важные в Западной империи решения, пока в 476 г. последний римский император Ромул Август не был свергнут Одоакром, королем готов. Ромулу было разрешено удалиться на виллу, на юг и получать пенсию.
Но королевство Одоакра имело короткую жизнь, и уже в 493 г. Теодорих, король остготов, двинулся на Италию и, победив войска Одоакра, запер его в укрепленной Равенне. Одоакр, видя, что сопротивление бесполезно, сдался при условии сохранения жизни, но через несколько дней он был убит. Ходили слухи, что Одоакр готовил заговор против Теодориха, и, узнав об этом, король остготов был скор на расправу. Пригласив Одоакра на пир, Теодорих собственноручно убил соперника. Так было основано остготское королевство, столицей которого стала .
Теодорих преклонялся перед всем римским и поставил своей целью привить римскую культуру остготам.
Начался художественный рассвет Равенны. В это время были отстроены многие церкви и соборы.
Но существовало и большое противоречие между римлянами и остготами: остготы были ариане, а римляне в Равенне – православные. Сначала Теодорих терпимо относился к православию, но потом начались гонения и преследования. И, в конце концов, издали указ, который запрещал православную веру.
Но в это время в 526 г. Теодорих умер. После его смерти начались смуты, восстания и беспорядки. Этим воспользовался византийский император Юстиниан Великий, который решил подчинить себе Италию и уничтожить королевство остготов.
Война продолжалась около 20 лет. И в 544 г. остготы были изгнаны из Италии .
Для решения итальянских дел Юстиниан создал наместничество со столицей в Равенне . Равеннский наместник носил титул экзарха.
В 751 г. экзархат пал под напором лангобардов. По воле короля франков Пипина Короткого перешла под власть папы в 754 г. В эти годы в Равенне создавались многие произведения искусств – мозаики, статуи, возродился порт Класса.
В средние века находился под властью знатных фамилий.
В 1509 г. город вошел в состав папской области и оставался там 350 лет.
За это время был построен новый Кафедральный собор и многочисленные церкви, храмы, могила Данте.
После недолгого наполеонского завоевания, вернулась в состав папской области и находилась там вплоть до 1859 г., когда город присоединился к королевству Сардинии, а в 1861 г. Равенна вошла в состав объединенной Италии .

Сейчас - важный итальянский город, который посещают миллионы туристов, чтобы полюбоваться на ее достопримечательности, восемь из которых находятся под охраной ЮНЕСКО:

Мавзолей Галлы Плацидии (начало IV века)
- Баптистерий Неониана (конец IV в.)
- Архиепископская капелла (около 500 г.)
- Базилика Святого Апполинария Нового (начало VI века)
- Мавзолей Теодориха (около 520 г.)
- Арианский Баптистерий (начало VI века)
- Базилика Святого Виталиана (начало VI века)
- Базилика Святого Апполинария в Классе (освящена в 547 г.)

По дороге от ж/д станции к центру города, первой на пути встречается церковь Святого Иоанна Евангелиста (San Giovanni Evangelista) .

Церковь была построена в V в. Галлой Плацидией в память о ее спасении в 424 г. во время шторма по дороге из Константинополя . Ее спасение было приписано заступничеству Иоанна Евангелиста.
В X в. к церкви пристроили колокольню высотой 42 метра. В Средние века рядом с церковью образовался бенедиктинский монастырь. Позже церковь неоднократно перестраивалась и была сильно повреждена во время бомбардировок в 1944 г.
Стены церкви украшали мозаики, которые изображали чудесное спасении Галлы Плацидии и ее детей. Но мозаики не дошли до наших дней. Остались фрагменты мозаик XIII в., изображающие зверей и сцены из Четвертого крестового похода.


Повернув налево на via di Roma дойдем до базилики Святого Апполинария Нового (S. Apollinare Nuovo) .


Базилика была основана Теодорихом в 526 г., в то время это была арианская базилика, но после того, как готы осквернили церковь в 561 г., базилику освятили в католической вере. В IX в. храм обрел мощи Святого Аполлинария и стал называться именем святого. Но так как в Равенне уже была церковь, посвященная Святому Аполлинарию, то этот храм назвали Новым.
Фасад церкви украшен портиком, который появился в XVI в. Трехнефный храм украшен великолепными византийскими мозаиками.



Базилики Святого Апполинария Нового. Равенна. Италия.

Вернем по via di Roma обратно и повернем на via Angelo Mariani , пройдя мимо театра Алигьере, дойдем до гробницы Данте .


Гробница была построена в 1780-81 гг. по проекту архитектора Камилло Мориджа.
Но этому предшествовала целая череда невероятных событий, в которых был замешан Данте даже после своей смерти.
Уроженец Флоренции, Данте был не только поэтом, но и активным гражданином. Он участвовал в городском самоуправлении и препятствовал сторонника папы римского захватить власть во Флоренции . Когда противники победили, Данте был приговорен к смертной казни.
Он бежал, скитался по миру и последние 6 лет жизни провел в Равенне, где создал свою великую «Божественную комедию» - поэму о хождениях по кругам ада, пребывании в чистилище и раю.
Умер Данте в 1321 г. от болотной лихорадки.
Но борьба за кости великого поэта продолжалась несколько столетий. Флоренция претендовала на то, чтобы Данте был похоронен на своей родины. В 1519 г. саркофаг поэта был перевезен во Флоренцию, но, открыв его, обнаружили, что гроб оказался пустым. Предприимчивые монахи францисканцы из Равенны перепрятали останки, которые тайно были погребены во францисканском монастыре в Сиенцо.


В 1677 г. прах Данте был помещен в деревянную раку, а после 1810 г., когда Наполеон стал закрывать монастыри, гроб спрятали под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте. Пока в 1865 г. рабочие не стали делать ремонт в прилегающей часовне, где был найден ящик с полным скелетом и надписью: «Кости принадлежат Данте» .
Медики провели экспертизу и установили подлинность останков. Кости были выставлены на несколько дней на общее обозрение.
Во время Второй мировой войны, прах поэта переносили еще раз.


Современный мавзолей имеет форму неоклассического храма, у которого квадрат в основании, покрытый небольшим куполом.Внутри – настоящая могила, украшенная мрамором, над саркофагом – барельеф и латинская эпитафия, написанная в 1327 году Бернардо Каначчо:

"Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери".


Слева от мавзолея расположен Музей Данте , открытый в 1921 году. В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты. В музее находится деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.


Дойдем до piazza Duomo .
Кафедральный собор был построен в XVIII в. архитектором Джанфранческо Буанамичи. Первый Кафедральный собор на этом месте, называемый базилика Урсиана был построен в V в., но к началу XVIII в. он практически полностью разрушился. В соборе хранятся саркофаги V в., почитаемая деревянная икона с Мадонной Судоре (1300 г.), витражи Гуидо Рени.


Баптистерий Неониана , называемый также православным баптистерием – самый древний монумент Равенны .


Он был возведен в конце IV в. Баптистерий представляет собой простое здание, покрытое куполом и украшенное великолепными мозаиками. Мозаичный узор изображает сцену Крещения Христа в водах Иордана с 12 апостолами по кругу.


Архиепископская капелла , называемая также капеллой Святого Андрея была построена епископом Петром II, как личная молельня, в конце V в. Это единственный православный монумент, возведенный в годы правления Теодориха, когда доминировал арианский культ. Вся капелла покрыта мозаиками.
Открыта: до 31 марта 9.30-17.30, с 1 апреля 9-19.
Piazza Arcivescovado.


Это один из важных археологических монументов Италии, открытый недавно.
Просторный зал находится на 3 метра ниже уровня земли, его пол покрыт великолепными мозаиками V-VI вв., которые сплетаются в декоративные геометрические узоры, цветы и христианские символы.
Открыт: март – октябрь 10-18.30,
ноябрь – февраль пн-пт 10-17.00, сб-вск 10-18.00, пн – закрыт.
Билет 4 евро.

Через 100 метров будет церковь Святого Виталиана (San Vitale) была возведена в 525 г. епископом Равенны . Это один из самых важных и красивых памятников раннего христианства в Равенне .


В своем основании церковь имеет восьмиугольник, а число 8 символизирует день Воскресения Христа, который был по древнееврейскому календарю восьмым днем. Повторяющиеся арки придают легкость и невесомость храму. Внутри церковь покрыта великолепными византийскими мозаиками.


Рядом с церковью Святого Виталиана находится мавзолей Галлы Плацидии .


Эта небольшая капелла была, возможно, она была посвящена мученику Лаврентию. Лаврентий принадлежал к числу популярнейших святых среди членов династии Феодосия, чьей дочерью являлась Галла.
Внутри пол, стены, потолок все полностью покрыто мозаиками высочайшего качества, превосходящие все, что сохранилось в Равенне и других итальянских городах. На синем фоне купола разбросаны золотые звезды и крест, своды покрыты декоративными узорами. Здесь три саркофага, которые принадлежат Галле Плацидии, ее мужу Константину III и их сыну Валентиану III, убитому в 455 г.


Галла Плацидия была римской императрицей, дочерью Феодосия Великого. Она сыграла огромную роль в Западной империи.
Когда ей было 7 лет, умер ее отец, разделив Римскую империю на Западную и Восточную. Западной империей правил 11-летний брат Галлы Гонорий, который боясь вторжения варварских племен в Рим, обосновался в спокойной Равенне .
Галла Плацидия осталась в Риме. И в 410 г., когда Рим пал, Плацидию захватил в плен Аларих, и она скаталась вместе с армией варваров по югу, но Аларих внезапно умер. Похоронен Аларих был в Козенце , на дне реки.
Его приемником стал Атаульф. Он влюбился в сиятельную и красивую пленницу и сочетался с Галлой законным браком, во время свадебной церемонии они были одеты в римские одежды. Они жили счастливо, Атаульф исполнял любой каприз Галлы Плацидии и даже по ее просьбе спас Рим от нашествия вестготов, но через несколько лет Атаульфа убили, и Плацидию императорские родственники обменяли на зерно. Так закончились шесть лет скитания.
По возвращеню в Рим, Плацидию выдали замуж за римского генерала Констанция, она родила ему дочь и сына Валентиниана, который в возрасте шести лет стал императором Западной империи, а Галла Плацидия в качестве регентши фактически правила империей и оказала мощное влияние на западный мир.

Рядом находится церковь Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) , возведенная в VI в., когда-то церковь украшали огромные мозаики, от которых не осталось и следа.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Арианский Баптистерий.

Баптистерий был построен Теодорихом (493-526 гг.) рядом с арианским собором. Баптистерий стал православным в 561 г. и во время экзархата здесь служили василианские монахи. В начале XX в. маленькое здание приобрело государство и отреставрировало.
Баптистерий представляет собой маленькую восьмиугольную постройку из кирпича, находящуюся в небольшом дворике, когда баптистерий имел более внушительные размеры, но время и различные хозяева уменьшили его. Внутри купол Баптистерия украшен византийскими мозаиками. Центральная сцена изображает Крещение Христа: Христос стоит по пояс в водах Иордана, сбоку от него старик, который скорее всего является богом реки и Святой Иоанн Евангелист, а вокруг них – 12 апостолов.


Арианский Баптистерий.

Открыт: 8.30 – 19.30 (вход бесплатный)

Мавзолей Теодориха – один из самых известных погребальных монументов остготов. Он находится в в отдалении от центра города, на том месте, где находилось кладбище готов.
Мавзолей был построен в 520 г. в отличие от других равеннских построек, мавзолей сделан из истринского известника, а не из кирпича. Мавзолей имеет круглый в своем основании план и два яруса (что типично для римских мавзолеев).
Когда Равенны перешла под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он переделан в часовню.

Открыт: до 26 марта 8.30-17.30
С 27 марта 8.30-19
Билет 3 евро.
Адрес: via delle Industrie, 14.

Базилика Святого Апполинария в Класса (Sant"Apollinare in Classe) находится в 5 км от центра города недалеко от порта. Она была возведена в VI в. и посвящена первого епископу Равенны. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода.

Открыта: 8.30-17.30, воскр. 13-19.30
Билет 3 евро
Адрес: via Romea Sud.


Карта Равенны. Италия.

Кухня Равенны .

Кухня Равенны – это типичная романьольская кухня, в которой большую часть составляет домашняя паста: тальятелли, лазанья, тортеллони с травами и рикоттой, вермешешь и каппеллетти в мясном бульоне, яичная паста.

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V-VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями - творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V-VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика - это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров - от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача - это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию - покровителю семейной династии.

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение - так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов - быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту - божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья - о языческих вакханалиях.

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки - это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени - христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда - райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города - святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, - белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, - городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы - это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета - золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима - города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.

Будучи народом закаленным и суровым, никогда не искали легких путей - в том числе и при постройке своих городов. Равнина ? Ни в коем случае. Архипелаг небольших полузатопленных морем островков, изрезанных естественными каналами? Да! Тем более что непосредственная близость побережья создавала прекрасные предпосылки для создания флота. Кто бы мог подумать, что спустя десятки веков ситуация изменится полностью, и Равенна - город, который создавался как военный порт - будет поражать не мощью боевых кораблей, а уникальными образцами раннехристианского искусства.

Равенна, как и , увидела свет на болотистых землях и в морских лагунах - до сих пор многие здания города в своих фундаментах хранят остатки тех самых деревянных свай. Однако века шли своим чередом, и амбициозные планы римлян - которых и самих-то уже как таковых не осталось - канули в лету вместе с деревянными основаниями домов. Суша потихоньку отвоевывала свои позиции, и к сегодняшнему времени расстояние от города до моря составляет уже 7 километров. Однако во времена своего расцвета Равенна считалась одним из самых неприступных городов, посему и просуществовала в статусе столицы Западной Римской империи с 5 по 8 век нашей эры. Позже город пришел в упадок, пережив некоторый подъем лишь во времена Возрождения - тут провел последние годы своей жизни сам Данте. А в 1860 году Равенна вошла в состав Итальянского королевства, и с этого периода продолжает тихо-мирно жить по своим, особенным законам гостеприимства небольших итальянских городков.

Первое впечатление при знакомстве с Равенной, надо сказать, не из самых чарующих душу и глаз. Море сладких речей о концентрации культурно-исторических памятников, зашкаливающей за все разумные пределы, на первый взгляд абсолютно не подтверждается. Шумный вокзал, ничем не выдающаяся застройка улиц, суета большинства европейских городов… Тем не менее, стоит умерить свой пыл и взглянуть на Равенну несколько по-другому, не с общепринятой туристической точки зрения. Только тогда, погрузившись с головой в здешнюю атмосферу, вы сможете открыть для себя Равенну с большой буквы «Р» - величественный в далеком прошлом город, столицу мертвой империи, чей призрак не дает покоя историкам и по сей день.

Все дело в том, что Равенна далеко не так роскошна, как ее сестра Венеция, расположенная чуть севернее по тому же Адриатическому побережью. Когда Равенна переживала не лучшие времена, денег городской казны не хватало на мрамор для отделки зданий - что в некотором смысле и сохранило ее в первозданном виде для будущих поколений. Построенная из кирпича, она не подвергалась разборкам ценных пород камней, когда в Милане или Риме необходимо было возводить или реставрировать соборы и дворцы. Поэтому местные достопримечательности действительно несут на себе отпечаток Средневековья - «темного» времени, от которого по общепринятому мнению веет чем-то страшноватым и мрачным. И хотя дыма без огня нет (вспомним Святую Инквизицию), побывав в Равенне, вы поймете - даже такая эпоха оставляет после себя в истории что-то прекрасное.

Улица Равенны в дождливый день. Фото moitury.ru

Для того чтобы оценить всю эту красоту собственными глазами, нужно быть морально готовым. Отправляясь на отдых в Равенну, нужно четко представлять себе - это не тусовочное место, и едете вы сюда, чтобы прикоснуться к вечности.

Безусловно, отправляться на открытие Равенны лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду . Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. "Италия по-русски" советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars , многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в Италию.
Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси в Равенне с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi : Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.

Лучше всего начать с церкви Святого Виталия - пожалуй, самой интересной постройке города, заложенной в 6 веке. Этот восьмиугольник из кирпича выглядит, может быть, несколько громоздко. Однако стоит зайти внутрь - и вот такого вы точно никогда в своей жизни не видели… Купол поддерживают восемь внутренних колонн, вокруг которых идет двухэтажный обход. На своде - уникальная мозаика на библейские мотивы. Между столбами - двухэтажные аркады, выгнутые к стенам сооружения. Такой прием поразительно увеличивает внутреннее пространство. Человеческому глазу становится совершенно непонятно, как не в самом большом помещении смогло уместиться столько деталей интерьера. По легенде, именно здесь находится прах святого Виталия - александрийский монах в тяжелых трудах зарабатывал деньги, после чего шел в публичный дом. Но вовсе не за тем, о чем подумали многие - он отдавал полученное падшим женщинам, чтобы те могли поправить свое финансовое состояние и не заниматься больше своим ремеслом. Когда же монах умер, почтить его память пришли десятки бывших блудниц - после чего все жители города убедились в величии духа Виталия. Здесь же, рядом, находится и Национальный музей, где собрана обширная коллекция монет римского периода, находятся уникальные образцы резьбы по слоновой кости и древнего оружия. Через дорогу можно увидеть настоящий памятник 5 века - мавзолей Галлы Плацидии, римской принцессы. И хотя большинство историков уверено, что праха Галлы здесь нет, от этого вид сооружения остается не менее впечатляющим. Этого же мнения придерживался и Карл Густав Юнг. Великий психоаналитик вообще был в восторге от Равенны - в немалой степени из-за ее мозаик, в которых видел диалог сознательного и бессознательного. И даже написал на основе «странного опыта Равенны» несколько трудов.

Исторический центр Равенны буквально пропитан духом раннего Средневековья - приземистые, мощные здания выделяются на фоне маленьких жилых домиков, раскрашенных в мягких тонах, магазинчиков и кафе. Например, баптистерий Неониано на Piazza Duomo. Среди всех зданий, которые оформлены с помощью византийских мозаик, это самое древнее. Здесь проводилось бессчетное количество обрядов крещения жителей города - можно самолично осмотреть удивительную древнейшую мраморную купель. Недалеко находится и Архиепископский дворец, на первом этаже которого работает одноименный музей. Самые удивительные и древние экспонаты (6 век) - «трон Максимиана», сработанный целиком из слоновой кости и серебряный греческий «Крест Святого Агнелла».

Баптистерий Неониано. Фото artclassic.edu.ru

Ну а теперь пришла пора направиться к местному культовому объекту - гробнице великого Данте Алигьери, Tomba di Dante. Мраморные стены и изображение поэта на кафедре стали визитной карточкой Равенны в . Мавзолей был возведен в 15 веке, только через полтора столетия после смерти автора «Божественной комедии». Флоренция же, в которой родился поэт, спохватилась спустя столетие, и стала требовать выдачи останков Данте. Равенна - в первую очередь монахи-францисканцы - уперлась, и сделала все для того, чтобы не уступить. В результате, хоть поэт и не был возведен в ранг святого, поклонение его таланту вполне сопоставимо. Ниже по улице расположено несколько древних склепов с мозаичным полом. Местные предприимчивые граждане превратили эту особенность в неплохой источник дохода. В этих склепах, из-за их расположения, полы постоянно затоплены водой. За возможность посмотреть на мозаичные полы нижнего этажа, на фоне которых плавают золотые рыбки, придется заплатить пол-евро.

Усыпальница Данте - одно из культовых мест Равенны. Фото saga.ua

Равенна не была бы «сестрой» Венеции, если бы не вода. Несмотря на то, что море от города изрядно удалено, грунтовые воды никто не отменял. Они здесь образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Как ни странно, но это обстоятельство совершенно не вредит состоянию сооружений, напротив - специалисты говорят, что осушение болотистых мест могло бы нанести большой ущерб архитектурному фонду. Уровень воды в подвалах зданий колеблется от 30 до 130 сантиметров, а насосы для откачки стоят только в церкви Святого Виталия. А вообще это довольно оригинально - лицезреть, например, в церкви Сан-Франческо, своеобразный «аквариум».

Тот самый "аквариум". Фото panoramio.com

Есть в Равенне и особенная достопримечательность - гробница Теодориха. Здание это не похоже ни на одно из множества архитектурных памятников города. Белое, неприступное, оно в довесок к своему грозному виду еще окружено забором и автоматическим контролем билетов. Вдохновителем сего (не заборов и контроля, а монументального экстерьера) был король остготов Теодорих. По принципу египетских фараонов царственная особа решила с последним пристанищем не затягивать, и строить его еще при жизни. Это, пожалуй, единственное здание в городе, построенное не из обожженного кирпича, а из известняка - отсюда и такой необычный для Равенны белый цвет. Да и характеристики строения тоже в своем роде уникальны. Чего стоит одна только крыша гробницы - огромная каменная плита, специально привезенная с другого берега Адриатического моря, из Истрии. Глыбу диаметром 10,5 м. и высотой в 2,5 м. транспортировали подвешенной между двумя кораблями. После этого факта масштаб работ становится ясен, что подтверждает и без того доказанную истину: итальянские архитекторы - одни из лучших в истории.

Гробница Теодориха, освещенная закатным солнцем. Фото photo.tut.ua

Единственное - и довольно значительное - разочарование ожидает в Равенне тех, кто желает обозреть городские достопримечательности с верхних точек. Несмотря на то, что в городе довольно много кампанилл (т.е. башен), для туристического посещения они закрыты. Так что придется искать другие способы, в полной мере задействуя собственную фантазию.

Сегодняшняя Равенна практически не отличается от других небольших городков итальянского Севера: центр заполнен офисами и магазинами, школы, детские сады и прочая инфраструктура находится вне исторической части. Зелени здесь не так уж и много - исключение составляет городской парк да бульвар рядом с вокзалом. Однако и умалять достоинства города тоже не стоит. Здесь есть свои, присущие только Равенне, маленькие радости. Вечерние прогулки по атмосферным древним улочкам, обязательная чашечка крепкого кофе, посещение миниатюрных площадей, на которых работают небольшие цветочные и овощные рынки - созерцание современной Равенны доставляет не меньшее удовольствие, чем великое прошлое этого города.

Равенна - известный и популярный итальянский город, в основном благодаря своим достопримечательностям, 8 из которых включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот статус присваивается только выдающимся культурным и природным ценностям.

Информация о городе

Равенна (неправильно - Равена, Ровенна, Ровена) - город в Италии, представляющий часть провинции Эмилия-Романья. Находится на расстоянии в 10 километров от Адриатического моря и связан с ним каналом. Расположен на востоке Италии в низменной местности в 50 километрах от самого маленького государства Сан-Марино и в 70 километрах от крупного населенного пункта - Болоньи. Численность населения составляет 147 тысяч человек, проживающих на общей площади в 652 км².

Равенна, Италия, вид на замок и город с высоты птичьего полета

Равенна имеет богатую историю. В свое время город был столицей Восточной Западной империи, столицей государства остготов и Лангобардского королевства. Благодаря богатой и давней истории имеет большое количество достопримечательностей и памятников, известных на весь мир, которые обязательно следует посмотреть.

Изначально земли были заселены этрусками, которых вытеснили римляне во II веке до нашей эры. Они основали здесь крупный порт. В Средние века город переходил из рук в руки. Примечательно, что здесь умер великий итальянский поэт Данте Алигьери, здесь же расположена его гробница.

Обратите внимание! В современное время Равенна начала погружаться под воду в связи с нахождение в болотистой местности, поэтому в 1636 году было принято решение прорыть сеть каналов, благодаря чем ситуация наладилась.

Погода и климат

Равенна находится в смешанной климатической зоне с субтропическим влажным климатом и континентальным сухим. Лето жаркое и влажное из-за влияния Адриатического моря. Зима относительно сухая и с небольшим количеством осадков. Осадки равномерны круглый год, без резких колебаний в количественном отношении.

Средняя температура и норма осадков по месяцам:

  • январь - +3,9 °C, 42 мм;
  • февраль - +5,7 °C, 42 мм;
  • март - +8,5 °C, 56 мм;
  • апрель - +11,7 °C, 50 мм;
  • май - +15,4 °C, 47 мм;
  • июнь - +20,1 °C, 55 мм;
  • июль - +22,9 °C, 60 мм;
  • август - +22,6 °C, 65 мм;
  • сентябрь - +19,1 °C, 59 мм;
  • октябрь - +14,5 °C, 84 мм;
  • ноябрь - +9,2 °C, 73 мм;
  • декабрь - +4,9 °C, 70 мм.

Важно! Основная часть туристов и путешественников посещает Равенну для просмотра известных достопримечательностей, однако поблизости от города имеются пляжные курорты, которые также пользуются популярностью. Лучшим временем для пляжей является лето, а знакомиться с памятниками истории можно весной и осенью.

Инфраструктура

Равенна имеет относительно развитую инфраструктуру, позволяющую посетить город из любой точки Италии или прилететь сюда в один из ближних аэропортов из любого уголка мира. Из Болоньи, Венеции и Рима проходят крупные международные автомобильные шоссе. Город пользуется услугами аэропортов, расположенных в Болонье и Римини, именно в них прибывают почти все туристы.

Пляж Марина ди Равенн

Среди основных видов транспорта в регионе можно выделить следующие:

  • Трансфер. Включен в пакетный тур. Можно заказать по прибытии или заранее онлайн.
  • Автобус. В центре Равенны находится автовокзал и железнодорожная станция. Автобусы ходят в такие крупные города, как Рим, Болонья и Венеция по большим автомагистралям.
  • Железная дорога. Из Равенны поезда отправляются в Венецию, Болонью, Римини и Верону, откуда можно отправиться дальше в любую точку Италии.
  • Такси. Рекомендуется пользоваться услугами такси для передвижения по окрестностям и городу. Такси сложно поймать на улицах, желательно вызвать машину по телефону или найти специальную стоянку.
  • Аренда авто. В городе и аэропортах представлены офисы крупнейших мировых компаний, предоставляющих автомобили в аренду.

Достопримечательности и экскурсии в места поблизости

Равенна имеет огромное количество достопримечательностей и часто упоминается в литературных произведениях. 8 объектов включены в Список наследия ЮНЕСКО, это является важным показателем, говорящим о том, что сюда следует отправиться обязательно.

Равенна в Италии, достопримечательности, их описание и советы:

  • Мавзолей Галлы Плацидии. Построен в V веке и украшен самыми древними из известных в мире мозаиками. Считалось, что здесь погребена дочь великого императора Феодосия Великого, Галла Плацидия, однако доказано, что это не так.

Мавзолей в Равенне

  • Арианский баптистерий. Построенный по приказу короля остготов Теодориха Великого, баптистерий является популярным памятником. Постройка датируется началом VI века.
  • Мавзолей Теодориха Великого. Построен по личному приказу короля остготов Теодориха в 520 году для собственной могилы. Сейчас работает в качестве музея, поскольку является единственным уцелевшим объектом зодчества остготов.
  • Баптистерий Неона. Представляет собой самое древнее из сохранившихся зданий в городе. Является одним из наиболее известных и культовых памятников мозаики Византии. Построен на месте римских терм в конце IV века, включен в Список ЮНЕСКО памятником архитектуры с красивейшими античными мозаиками внутри. Очень посещаемое место в городе.

Баптистерий православных

  • Базилика Сан-Франческо. Перестроена из базилики V века, получила нынешний вид в XI веке, является одной их самых популярных церковных достопримечательностей города. Примечательна тем, что здесь был отпет и похоронен великий поэт Данте Алигьери. Для него здесь был построен специальный мавзолей.

Отдых и развлечения

На побережье Адриатического моря в 10 километрах от Равенны расположены курортные места с пляжами и всем необходимым для комфортного купания и времяпрепровождения. В городе популярен шопинг. В старом центре находится множество кафе и ресторанов, в которых обязательно стоит попробовать свежие морепродукты.

Расположение на карте

Равенна находится на востоке Италии в равнинной местности региона Эмилия-Романья. Это популярный туристический регион, по большей части пролегает на побережье Адриатического моря, которое так любят посещать туристы.

Равенна на карте Италии

Равенна богата на исторические события, город являлся столицей многих древних государств. Среди интересных фактов можно выделить следующие:

  • Равенна часто упоминается в литературных произведениях: «Равенна» Оскара Уайльда, «Дневник Равенны» Байрона и «Божественная комедия» Данте
  • Покровителем города считается святой Апполинарий, день города празднуется 23 июля.

Равенна является примечательным городом в Италии, имеющим большое количество достопримечательностей и курортных мест поблизости. Из-за большого количества объектов, включенных в Список наследия ЮНЕСКО, город считают сокровищницей региона Эмилия-Романья.

Официальный язык Население Плотность

221,56 чел./км²

Названия жителей Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс ISTAT Официальный сайт

(итал.)

Общие данные

Древняя история

Первоначально Равенна была поселением этрусков либо умбров или фессалийцев . Римляне, колонизировавшие всю Паданскую равнину, появились в Равенне во II веке до н. э.

Нынешняя Равенна едва ли даже действительно мертвый город, она является центром зажиточной земледельческой области. Тем трагичнее судьба её великих памятников. Окружающее их безличное довольство незначительных и бесхарактерных улиц внушает печальные мысли о всесильном времени живее, чем какие угодно развалины.

Достопримечательности


Равенна богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры и прежде всего монументально-декоративной живописи. В 1996 году в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены следующие объекты:

  • Мавзолей Галлы Плацидии (около 440 года)
  • Баптистерий православных (середина V века)
  • Базилика Сан-Витале ( -547 годы)
  • Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (549 год , вне городских стен)
  • Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово
  • Архиепископский музей и капелла апостола Андрея (домовая церковь равеннских епископов)
  • Мавзолей Теодориха (вне городских стен)

Интерьеры указанных зданий (всех кроме Мавзолея Теодориха) украшают мозаики, сочетающие в себе византийскую и античную традиции, с некоторыми стилистическими особенностями, присущими арианам. Сохранились руины так называемого дворца Теодориха (начало VI века).

Из более поздних памятников наибольшим историко-культурным весом обладают:

  • Собор Святого Духа , построенный в XVIII веке на месте Урсиановой базилики начала V века
  • венецианская Крепость Бранкалеоне (XV век)
  • Базилика Сан-Франческо - францисканская церковь, в которой отпевали умершего в Равенне поэта Данте; его прах покоится подле базилики в Гробнице Данте (стилизованный мавзолей эпохи классицизма).

Транспорт

До Равенны можно доехать по центральному шоссе Болоньи или, из Венеции, по внутренней дороге 309 «Romea». Из Рима самая быстрая трасса E45 International; другая, связывающая с южной Италией - государственная дорога 16 «Adriatica (strada statale 16, SS16). По железной дороге Равенна связана с Болоньей, Феррарой, Венецией, Вероной и Римини. Самые близкие к городу аэропорты - в Форли, Римини и Болонье.

Равенна в литературе

  • Равенна упомянута в "Божественной комедии" Данте: в 5-й (души влюбленных Паоло и Франческа, которые поэт поместил во второй круг ада, предназначенный для сладострастников) и 27-й песнях "Ада".
  • Байрон написал «Дневник Равенны».
  • Оскар Уайлд подарил городу стихотворение «Равенна» (1878).
  • Русский поэт-символист Александр Блок написал стихотворение «Равенна» (май-июнь 1909)
  • Во время своего путешествия немецкий поэт Герман Гессе посетил Равенну и написал два стихотворения в честь города.
  • Городу посвящена глава в книге английского журналиста Генри В. Мортона "От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии" (1964)

Напишите отзыв о статье "Равенна"

Примечания

Города-побратимы

Литература

  • Pizarro J.M. Writing Ravenna: The "Liber Pontificalis" of Andreas Agnellus. University of Michigan Press, 1995. (перевод Агнелла на английский язык, комментарий, биографический и исторический очерки).

Ссылки

  • // Католическая энциклопедия (англ.)
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Равенна

Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.
Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий.
Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге.
Эскадрон объехал пехоту и батарею, также торопившуюся идти скорее, спустился под гору и, пройдя через какую то пустую, без жителей, деревню, опять поднялся на гору. Лошади стали взмыливаться, люди раскраснелись.
– Стой, равняйся! – послышалась впереди команда дивизионера.
– Левое плечо вперед, шагом марш! – скомандовали впереди.
И гусары по линии войск прошли на левый фланг позиции и стали позади наших улан, стоявших в первой линии. Справа стояла наша пехота густой колонной – это были резервы; повыше ее на горе видны были на чистом чистом воздухе, в утреннем, косом и ярком, освещении, на самом горизонте, наши пушки. Впереди за лощиной видны были неприятельские колонны и пушки. В лощине слышна была наша цепь, уже вступившая в дело и весело перещелкивающаяся с неприятелем.
Ростову, как от звуков самой веселой музыки, стало весело на душе от этих звуков, давно уже не слышанных. Трап та та тап! – хлопали то вдруг, то быстро один за другим несколько выстрелов. Опять замолкло все, и опять как будто трескались хлопушки, по которым ходил кто то.
Гусары простояли около часу на одном месте. Началась и канонада. Граф Остерман с свитой проехал сзади эскадрона, остановившись, поговорил с командиром полка и отъехал к пушкам на гору.
Вслед за отъездом Остермана у улан послышалась команда:
– В колонну, к атаке стройся! – Пехота впереди их вздвоила взводы, чтобы пропустить кавалерию. Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево.
Как только уланы сошли под гору, гусарам ведено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее. В то время как гусары становились на место улан, из цепи пролетели, визжа и свистя, далекие, непопадавшие пули.
Давно не слышанный этот звук еще радостнее и возбудительное подействовал на Ростова, чем прежние звуки стрельбы. Он, выпрямившись, разглядывал поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвовал в движении улан. Уланы близко налетели на французских драгун, что то спуталось там в дыму, и через пять минут уланы понеслись назад не к тому месту, где они стояли, но левее. Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях.

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.
Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.
– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем…
– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле…
Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.
В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends!» [Сдаюсь!] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлеаал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему.
Граф Остерман Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова; но все то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему. «Да что бишь меня мучает? – спросил он себя, отъезжая от генерала. – Ильин? Нет, он цел. Осрамился я чем нибудь? Нет. Все не то! – Что то другое мучило его, как раскаяние. – Да, да, этот французский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее».
Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Рана его на руке была почти не рана. Он притворно улыбнулся Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего то совестно.
Весь этот и следующий день друзья и товарищи Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен. Он неохотно пил, старался оставаться один и о чем то все думал.
Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!»
Но пока Николай перерабатывал в себе эти вопросы и все таки не дал себе ясного отчета в том, что так смутило его, колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения.

Получив известие о болезни Наташи, графиня, еще не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и все семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом и совсем поселилось в Москве.
Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, что было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с женихом перешли на второй план. Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей. Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много по французски, по немецки и по латыни, осуждали один другого, прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь, которой страдала Наташа, как не может быть известна ни одна болезнь, которой одержим живой человек: ибо каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь, не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т. д., записанных в медицине, но болезнь, состоящую из одного из бесчисленных соединений в страданиях этих органов. Эта простая мысль не могла приходить докторам (так же, как не может прийти колдуну мысль, что он не может колдовать) потому, что их дело жизни состояло в том, чтобы лечить, потому, что за то они получали деньги, и потому, что на это дело они потратили лучшие годы своей жизни. Но главное – мысль эта не могла прийти докторам потому, что они видели, что они несомненно полезны, и были действительно полезны для всех домашних Ростовых. Они были полезны не потому, что заставляли проглатывать больную большей частью вредные вещества (вред этот был мало чувствителен, потому что вредные вещества давались в малом количестве), но они полезны, необходимы, неизбежны были (причина – почему всегда есть и будут мнимые излечители, ворожеи, гомеопаты и аллопаты) потому, что они удовлетворяли нравственной потребности больной и людей, любящих больную. Они удовлетворяли той вечной человеческой потребности надежды на облегчение, потребности сочувствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания. Они удовлетворяли той вечной, человеческой – заметной в ребенке в самой первобытной форме – потребности потереть то место, которое ушиблено. Ребенок убьется и тотчас же бежит в руки матери, няньки для того, чтобы ему поцеловали и потерли больное место, и ему делается легче, когда больное место потрут или поцелуют. Ребенок не верит, чтобы у сильнейших и мудрейших его не было средств помочь его боли. И надежда на облегчение и выражение сочувствия в то время, как мать трет его шишку, утешают его. Доктора для Наташи были полезны тем, что они целовали и терли бобо, уверяя, что сейчас пройдет, ежели кучер съездит в арбатскую аптеку и возьмет на рубль семь гривен порошков и пилюль в хорошенькой коробочке и ежели порошки эти непременно через два часа, никак не больше и не меньше, будет в отварной воде принимать больная.

Катастрофы